Профориентация

Выбор профессии — сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. От продуманного выбора профессии во много зависит будущая судьба. Правильно выбрать профессию — значит найти свое место в жизни.

Игра для школьников «Корпорация»

Данная игра была разработана для старшеклассников с целью представления будущим выпускникам возможности использования технологии «Портфолио», как инструмента самооценки личных достижений, а также профессиональных перспектив. Затем игра была модифицирована и апробирована со школьниками 9-10 классов. Данная методическая разработка может быть полезна классным руководителям, тьюторам, педагогам дополнительного образования.

Развернуть

Цель: познакомить учащихся с технологией портфолио. Задачи: представить основные функции и разделы портфолио, разграничить роли «лидер», «организатор», «творец», «исполнитель».

Количество участников: от 12 до 24 человек. Время игры: не менее 1,5 часа

Необходимые материалы: скоросшиватели по количеству участников, заготовки для разделов портфолио, ручки, жетоны, цветные карандаши. Для проведения игры требуется четыре педагога, четыре кабинета.

Ход игры

Запуск

  1. Приветствие участников. Установка. Работа с понятием корпорация. Корпорация, как организация, включающая различные позиции (лидерские, организаторские, творческие, исполнительские). Распределение всех участников на 4 группы. Каждой группе выдаётся порядок прохождения кабинетов (мастерских по подготовке к работе в корпорации) и скоросшиватели. Игра проводится по типу «Квеста».По условиям игры, у каждого из участников есть шанс попасть в знаменитую корпорацию. Одним из условий трудоустройства является наличие собственного портфолио, состоящего из четырёх разделов. Для того чтобы более грамотно заполнить эти разделы, можно было обратиться к соответствующему специалисту: специалист по написанию автобиографии, специалист по работе с картой интересов, специалист по деятельности и специалист по достижениям.
  2. Работа в мастерских со специалистами. Время нахождения в каждой мастерской– 10 минут.

Мастерская «Автобиография». Ведущий мастерской в диалоге с обучающимися рассказывает, о том, что такое автобиография, какое место она занимает в портфолио, из каких разделов состоит. Участники пишут собственную автобиографию. Ведущий с помощью вопросов, примеров, уточнений помогает каждому написать первоначальный вариант автобиографии.

Мастерская «Карта интересов». Ведущий предлагает вспомнить, что такое карта, какие карты бывают, какие обязательные элементы присутствуют на карте (условные знаки, название, масштаб и т.д.) После чего участникам необходимо нарисовать карту своих интересов.

Мастерская «Деятельность». Участникам предлагается табличка «Мероприятие-содержание деятельности – роль». Ведущий мастерской помогает каждому вспомнить дела, мероприятия, праздники и другие события, в которых обучающиеся принимали участие и проанализировать, какую роль они выполняли.

Мастерская «Достижения». Участникам необходимо вспомнить грамоты, которые они когда либо получали и подписать их (на приготовленных картинках-грамотах), а также подписать себе новые грамоты за что либо.

  1. После прохождения всех мастерских у каждого участника формируется портфолио, включающее 4 раздела. Портфолио не подписываются. Все участники игры вновь собираются в одном классе и начинается голосование. Участникам раздаются жетоны с надписями «Лидер», «Творец», «Исполнитель», «Организатор». Позиции обсуждаются. Задача каждого участника просмотреть несколько портфолио (в зависимости от количества участников) и поместить соответствующие жетоны в каждое из просмотренных портфолио.
  2. Подведение итогов. Рефлексия.

В зависимости от количества участников, рефлексия проводится либо в полном составе, либо в отдельных группах. В рефлексии необходимо обсудить, что было сложным, что нового узнали, как оценивали другие портфолио, были ли ожидаемы результаты собственного портфолио и т.п. Обязательным в обсуждении являются различные функции портфолио для того, чтобы учащиеся понимали, как в дальнейшем можно использовать данную папку.

Упражнение для выбирающих профессию «Состязание мотивов»

Это упражнение я использую достаточно часто, когда говорим с ребятами о мотивах выбора профессии и о тех ценностях, которые лежат в её основе. Впервые я встретила упражнение в книге «Выбор профессии: тренинг для подростков» (автор: Тюшев Юрий Вениаминович).

 

Развернуть

Инструкция участникам

Наша задача — выбрать наиболее значимый для каждого из вас мотив выбора профессии, т. е. ту главную причину, по которой вы выбираете себе профессию. Для этого мы устроим состязание мотивов по олим­пийской системе, чтобы в конце определить мотив-победителя. В сво­их раздаточных материалах найдите страницу со списком мотивов. Наш список мотивов включает 16 фраз.

  1. Возможность получить известность, прославиться.
  2. Возможность продолжать семейные традиции.
  3. Возможность продолжать учебу со своими товарищами.
  4. Возможность служить людям.
  5. Заработок.
  6. Значение для экономики страны, общественное и государственное значение профессии.
  7. Легкость поступления на работу.
  8. Перспективность работы.
  9. Позволяет проявить свои способности.
  10. Позволяет общаться с людьми.
  11. Обогащает знаниями.
  12. Разнообразная по содержанию работа.
  13. Романтичность, благородство профессии.
  14. Творческий характер труда, возможность делать открытия.
  15. Трудная, сложная профессия.
  16. Чистая, легкая, спокойная работа.

Итак, сначала выберем предпочтительный мотив в каждой паре и запишем номер «победителя» в колонке 1/8. Далее сведем в очном поединке мотивы-победители и получим четыре главных мотива вы­бора профессии. Затем устроим полуфинал и, наконец, финал. В заключение попробуйте теперь определить три первых места — три своих главных мотива выбора профессии.

Процедура и замечания для тренера

После завершения индивидуальной части упражнения (выявления главных мотивов) можно опросить всех участников и попросить их назвать два своих главных мотива («номера финалистов»). Результа­ты опроса нужно отмечать на флип-чарте галочками, на котором пред­варительно нужно записать номера (от 1 до 16) мотивов. Таким обра­зом, формируется групповая статистика предпочтений.

Обсуждение результатов

Посмотрите на свои «мотивы-победители» (первые три места) и по­пробуйте найти 3-4 профессии, которые наилучшим образом соответ­ствуют вашем набору мотивов. Запишите эти профессии у себя.

Теперь поделитесь на пары и обсудите свои решения друг с дру­гом. Помогите друг другу увеличить список профессий (или родов деятельности), которые хорошо подходят к мотивам

Карта интересов. Умение делать выбор и принимать решение.

Итак, после совместного обсуждения основных элементов карты, ребёнку необходимо предоставить время для самостоятельного оформления своей работы. На этом этапе как никогда важно выдержать позицию и не навязывать, не поучать ребёнка в том, какие цвета использовать, какие размеры выбирать для объектов. Как постоянно говорил один из моих преподавателей тьюторской магистратуры: «Важно «НЕ НАВЯЗАТЬ норму» (т.е. то, что является нашими стереотипами, нашими установками или мнением на те или иные вопросы). Это очень сложно, но в этом и состоит профессионализм тьютора или психолога, и в этом, отчасти, их отличие от воспитателей.

Развернуть

У меня были такие ребята, которые вообще не знали, что нарисовать и с чего начать, или застревали на определённом этапе. Наверняка, психологи в этом случае начали бы прорабатывать чувства, ощущения – и вместе пытались нащупать некоторое сопротивление, возможные причины (если не совсем так, поправьте). Но так как я — педагог-тьютор, моя задача, в первую очередь, развернуть ситуацию таким образом, чтобы она стала образовательной, чтобы ребёнок мог по максимуму увидеть её ресурсность. В очередной такой раз, когда перед ученицей третьего класса встал вопрос, каким цветом раскрасить материки-интересы (а критерием выбора цветов было время, отводимое в неделю на данный интерес), мы параллельно отработали тему умножения и решение определённого типа задач, а также единицы времени. Девочка с таким упоением высчитывала количество часов в день/месяц и год, что не осталось ни единого сомнения в том, что смысл изучения математики для неё вполне был прочувствован и прояснён. Появилась энергия, о которой говорят в случае «высокой мотивации» изучения того или иного предмета.  В другой раз критерием выбора размеров материков была сила желания, с которой школьница занимается тем или иным делом. Здесь, конечно, математика нам не помощница, поэтому мы работали исключительно с чувственной сферой, используя метафоры, образы, арт-приёмы. Например, на что похоже твоё настроение, когда ты занимаешься музыкой, какой цвет передаёт твоё желание заниматься танцами и т.д.

Чуть дальше, во время рефлексивного этапа работы, многие дети приходили к осознанию того, что в непонятных ситуациях (читать: проблемных, ситуациях выбора, принятия решения)  можно использовать разные ресурсы, начиная с логических (когда можно где- то почитать дополнительную информацию, что-то подсчитать (как со временем),  заканчивая эмоциональными, чувственными приёмами (когда можно обратиться к своим желаниям, ощущениям в теле и понять, как быть дальше).

Занятие получается очень интересным и очень индивидуальным. Общая продолжительность работы над картой может составлять от часа до трёх.